Развитие ребенка в двенадцатый месяц жизни
Двенадцатый месяц не является переломным в жизни ребенка, но он
завершает первый год жизни, самый ответственный и сложный. За эти
двенадцать месяцев ваш малыш подрос на 25 см, масса его тела увеличилась
почти втрое. У него прорезалось 8 зубов.
На двенадцатом месяце последнее кормление можно заменить на кефир или
коровье молоко. Мама в этот период должна надевать туго затягивающий
грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше пить жидкости, и
через 2-4 дня выделение молока может полностью прекратиться. Нельзя
отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или когда он нездоров,
или если ему сделана профилактическая прививка.
К году ребенок начинает ходить самостоятельно, умеет взбираться на
ступеньки. Если он делает это неуверенно, это скорее всего связано с
неприятными воспоминаниями: падением, ушибом и т. п. Малыш боится
оторваться от вас или от стенки — дайте ему в руки игрушку, за которую
он будет как бы держаться, можно предложить ему держаться за коляску и
т. д.
Приобретая малышу обувь, помните: косточки у него очень мягкие, они
только начинают твердеть. Старайтесь выбрать обувь, которая хорошо
держит лодыжку. Никаких швов, складок, никакого давления на пальцы.
Подошва должна быть гибкой (но не очень) и иметь удобный изгиб, каблучок
обязателен. Обувь должна быть просторной. Нормальное расстояние между
большим пальцем ноги и носком ботинка -- 0,5-1 см. Проверять размер
обуви надо тогда, когда ребенок стоит, в этом положении нога занимает
наибольшую площадь.
Обувь нужна не на целый день — час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких, и тоже не тесных, носочках.
Летом было бы полезно походить по траве, песку, мелкой гальке, а
сейчас — по ворсистому ковру, паласу. Это и закаливающая процедура, и
упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет, вы сможете
включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения.
Например, после года — ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что
ребенок рождается с плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток
физической активности могут это закрепить. Пусть ходит, ползает, топает —
ив ботиночках, и босиком!
«Нельзя» и «надо»
Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно
не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных
областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро
набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают
говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны,
которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг —
лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.
В норме ребенок к году произносит 10-15 коротких слов, но понимает
гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем
умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность,
боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите
терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше
говорить, тем спокойнее будет становиться.
К нему уже можно, и нужно, обращаться с просьбами типа: «Подними
платочек», «Принеси кубик», «Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой
ротик».
С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там
нарисовано, спрашивать: «Что это?», «Кто это?». Он умеет показать, где
глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым
обобщениям — знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и
нарисованная в книжке — это все «кис-кис». Узнает на фотографии хорошо
знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.
При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только
объектом ваших действий, но и активным участником. Это стремление надо
поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подними ручки», «Повернись»,
«Давай натянем колготки». В процессе такого партнерства, сотрудничества
лучше и скорее развивается речь.
Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша — покладистый ли
он, спокойный, ласковый, или строптивый, своевольный, настойчивый. Во
многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы.
«Обломать», переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца,
вырастить его послушным тихоней невозможно, разве что ценой развития у
него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте
себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать,
развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить
все нежелательное.
Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробует разные модели поведения.
«На!» — протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе
смотрит. Обязательно возьмите, скажите «спасибо», похвалите за доброту.
«Бах!» — с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит.
Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите
ему, что вы огорчены, недовольны.
Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два
ключевых, важнейших, это: «нельзя» и «надо». На них, в сущности,
зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные
установки. А пока — они оберегают безопасность малыша, помогают лучше
ориентироваться в окружающем мире, который теперь становится для него
все более открытым.
И педагоги, и врачи единодушны в том, что запретов не должно быть
слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее наоборот.
Во всем, что допустимо, уступайте ребенку; то, чего действительно
нельзя, — запрещайте твердо. Это правило надолго, на все детство. Но
е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя, малыша лучше
переключить, отвлечь от запретного.
Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.
«Нельзя!» — говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его
на пол — это наказание. Есть другой вариант: попытаться переключить,
перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе,
перехватите ее, скажите: «Поправь у бабушки очки, поцелуй, погладь
бабушку...»
Или добрался малыш до книжки и рвет ее. «Нельзя!» — строго говорите
вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на
толстом картоне — их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать.
Хорошо на такие случаи иметь в запасе несколько привлекательных для
малыша вещиц, которые он редко видит, показать ему что-то неожиданное.
На языке физиологии, это называется «создать новый очаг возбуждения».
Или: невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. «Надо,
надо», — ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее,
осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу:
«Посмотри, какой ты чистенький, красивый». В зеркало дети обычно
смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте толком еще не
воспринимают, и этот интерес сможет смягчить, загладить впечатление от
только что пережитых неприятностей.
В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса
много. Главный же принцип: стараться, чтобы каждому «нельзя»
противопоставлялось альтернативное «можно», а каждое «надо»
осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.
Между младенчеством и детством
Двенадцатый месяц — последние четыре недели младенчества, с года
начинается раннее детство. Может быть, у вашего малыша оно уже началось,
а, может, он еще немного дольше побудет младенцем. Ведь биологический
возраст — определенный уровень зрелости организма — не всегда точно
совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора
понемногу готовиться к новой ступеньке роста.
На двенадцатом месяце более тонкими становятся вкусовые ощущения
ребенка, он уже не опасается новых блюд и с любопытством заглядывает в
тарелки взрослых: что там такое они едят? Как бы это попробовать?
Конечно, ему можно еще далеко не все, однако, стол после года будет
приближаться к общему. С этого возраста разрешается (если нет диатеза)
не только желток, а целое яйцо; в меню завтраков присутствуют селедочный
паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет, ленивые вареники со
сметанным соусом, обед начинается с овощной закуски — тертой свеклы,
моркови, помидорного салата, на второе — рыбные и мясные суфле; в
полдник к молоку или кефиру — печенье, кукурузные хлопья.
Что-то из перечисленного уже можно попробовать и сейчас. Но основной
режим питания, как и весь распорядок дня, остается прежним: четыре
кормления, два дневных сна, две, а лучше три, прогулки. В холодные дни
разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часа погулять по
часу-полтора, но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален,
чтобы гулять в любую погоду, была бы правильно подобрана одежда.
Гигиенисты считают наиболее подходящей для зимы одежду в три слоя.
Первый — домашнее платье, костюмчик, второй — шерстяная кофточка и
рейтузы, третий — шубка, пальто, а в идеале — утепленный комбинезон. На
голове плотная шерстяная шапочка, на ногах — теплые сапожки.
Сам, без поддержки, ребенок ходить еще не очень-то умеет. Поводите
его за ручку, попеременно то за правую, то за левую, помогите взобраться
на маленькую горку, сойти с нее, покажите, как можно, держась за спинку
санок, толкать их вперед. Дети способны прозаниматься этим довольно
долго — а лучшего упражнения и не надо!
Копать снег лопаткой, строить горку он еще не сможет, но с интересом
будет наблюдать, как это делает мама. Хочется мамину горку растоптать?
Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное, снова строить — это ведь
любимое детское занятие, буквально, потребность. Вы увидите это не раз,
когда ребенок станет старше и будет самозабвенно играть с песком или
снегом.
Дети любят проверять, «что получится, если...». Пусть пошагает по
свежевыпавшему снежку, а потом разглядывает свои следы. Может и мама
пошагать рядом: вот какие у мамы следы большие, а у него — маленькие! А
если потопать ножками (согреться!), будут они глубже? А может, стоит
посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?
Нарисуйте палочкой на снегу солнышко, домик, елочку. Скоро и у вас
дома будет елка — первая елка вашего ребенка. Он подойдет к ней, сам,
рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первый подарок от Деда Мороза.
Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннее детство, пусть
будет оно счастливым! |